Подготовка к экзаменам
«Экзамены грядут, и протестует душа…»
Общественная
жизнь человека постоянно ставит
его в ситуации «экзаменов» - тех
или иных испытаний, где ему
приходится доказывать свою
социальную состоятельность,
материальное благополучие,
физическое самочувствие или
уровень интеллекта. В принципе,
симптомы экзаменационного
стресса мы можем видеть у
школьников перед контрольной
работой, у студентов во время
сессии, у водителей, впервые
сдающих на права, у хирурга,
который осваивает новую
операцию, у безработного,
пришедшего на собеседование к
потенциальному работодателю.
Классический пример
«экзаменационного стресса» можно
обнаружить в периоды сессии в
любом учебном заведении.
Бессонные ночи, тревожные мысли,
снижение аппетита, учащенный
пульс и дрожь в конечностях -
вот типичные проявления страха
перед экзаменами. Проведенные в
последние годы исследования
показали, что страх перед
экзаменами затрагивает все
системы организма человека:
нервную, сердечнососудистую,
иммунную и др.
Значимость экзамена вызвана тем,
что его итоги влияют на
социальный статус молодого
человека, его самооценку,
материальное положение
(стипендия), на дальнейшие
перспективы учебы и, возможно,
дальнейшую профессиональную
карьеру. Такие факторы, как
длительное ожидание экзамена,
элемент неопределенности при
выборе билета (повезет – не
повезет?) и жесткий лимит
времени на подготовку усиливают
эмоциональное напряжение до
максимальных значений, что
сопровождается «гормональной и
вегетативной бурей».
Следует отметить, что при
возникновении любой мнимой или
реальной опасности у различных
индивидуумов включается
преимущественно «активный» или
«пассивный» тип реагирования. У
большинства людей в случае
опасности происходит учащение
пульса и повышение артериального
давления, в то время как у
меньшей части - наоборот, пульс
замедляется и снижается давление
(у них от страха «замирает
сердце», «перехватывает
дыхание», снижается общая
активность организма). Данная
картина выявляется и у
студентов, испытывающих страх
перед предстоящими экзаменами: в
то время как у большинства
молодых людей состояние нервного
напряжения и тревоги
сопровождается учащением
сердцебиения и повышением
артериального давления, у части
студентов наблюдается иная
реакция - замедление ритма
сердца, ослабление мышечного
тонуса, падение артериального
давления. Этот тип реакции на
экзамен наблюдался в основном у
лиц со слабым типом нервной
системы, у людей с
меланхолическим темпераментом,
не способных выдерживать сильные
и длительные нагрузки. Причем,
если перед первым экзаменом у
них еще наблюдается «нормальный»
тип реагирования с общей
активацией организма, то ко
второму - третьему экзамену у
них, как правило, наступает
запредельное торможение,
сопровождающееся пассивностью и
резким упадком сил и настроения.
Такие студенты сдают последние
экзамены сессии как бы «по
инерции» и готовы принять любую
оценку, лишь бы «это мучение»
быстрее закончилось. Поэтому
важно знать свои
психофизиологические особенности
и с уважением к ним относиться.
Некоторые зарубежные и
отечественные исследователи,
досконально изучавшие эту
проблему,
вообще пришли к выводу, что с
психогигиенических позиций
экзамены нежелательны и должны
быть отменены. В то же время,
существует и другая точка
зрения, утверждающая, что
экзамены стимулируют
деятельность мозга и повышают
познавательную активность.
Американский психолог Саразон
установил, что боящиеся экзамена
студенты могут заметно улучшить
свои достижения и даже превзойти
тех, кто экзаменов не боится.
Только для этого, по мнению
ученого, необходимо
благожелательное отношение к ним
со стороны экзаменаторов - нужно
щадить самооценку студентов,
меньше ругать их и больше
хвалить.
Интересно, что в то время как
для одних людей проблемой
является снижение уровня
экзаменационного стресса, для
других, наоборот, нужно «как
следует разозлиться» или
испугаться, чтобы в полной мере
мобилизовать свои силы и успешно
сдать экзамен. Для каждого
человека нужен свой, оптимальный
уровень волнения и страха, при
котором он показывает наилучшие
результаты. В первую очередь,
это зависит от типа высшей
нервной деятельности или
темперамента: например, для
меланхоликов, относящихся к
слабому типу нервной системы,
желательно снижать излишнее
возбуждение, а вот для
флегматика с сильным и инертным
типом высшей нервной
деятельности, чтобы лучше
ответить, необходимо, наоборот,
больше переживать и бояться
экзамена.
Как же уменьшить страх перед
экзаменами и успешно пройти эти
испытания и будет рассказано
далее.
Как лучше себя вести во время экзамена?
Помните, что на весь ответ на
экзамене отводится чаще всего
15-20 минут. При устном ответе
экзаменатору постарайтесь
соблюсти приведённые ниже
рекомендации.
1. Готовясь к ответу, вспомните
материал максимально подробно. И
это должно найти отражение в
схеме Вашего ответа. Но при этом
необходимо выделить главное, то,
что необходимо для понимания
материала в целом. Иначе вы
сможете проговорить все 15-20
минут и не раскрыть существа
вопроса. Особенно строго следует
отбирать примеры и иллюстрации.
2. Полезно бывает вначале
показать свою схему раскрытия
вопроса, а уже потом её
детализировать.
3. Рассказывать будет легче,
если вы представите себе, что
объясняете материал очень
способному и хорошо
подготовленному человеку,
который не знает именно этого
раздела, и что при этом Вам
обязательно нужно доказать
важность данного раздела и
заинтересовать в его освоении.
4. Строго следите за точностью
своих выражений, грамотностью
речи и правильностью
употребления терминов.
5. Не пытайтесь рассказать
побольше за счёт ускорения
темпа, но и не мямлите.
6. Сохраняйте спокойствие и не
напрашивайтесь на сочувствие.
7. Демонстрируйте уверенное (но
не самоуверенное) поведение –
держите спину прямо, распрямите
плечи, дышите ровно и спокойно,
периодически смотрите в глаза
своему собеседнику. Сохраняйте
оптимистичный настрой.
8. Будьте особенно внимательны
ко всем вопросам преподавателя,
к малейшим его замечаниям. Он
поможет Вам припомнить новый,
дополнительный материал.
Воспользуйтесь его поддержкой! И
уж ни в коем случае его не
перебивайте.
9. Не бойтесь дополнительных
вопросов – чаще всего
преподаватель использует их как
один из способов помочь Вам или
сэкономить время. Если Вас
прервали, а при оценке ставят в
вину пропуск важной части
материала, не возмущайтесь, а
покажите план своего ответа, где
эта часть стоит несколько позже
того, на чём Вы были прерваны.
10. Прежде чем отвечать на
дополнительный вопрос,
необходимо сначала правильно его
понять. Для этого нужно хотя бы
немного подумать, иногда
переспросить, уточнить:
правильно ли Вы поняли
поставленный вопрос. И при
ответе следует соблюдать тот же
принцип экономности мышления, а
не высказывать без разбора всё,
что вы можете сказать.
11. Будьте доброжелательны,
вежливы и тактичны, даже если к
ответу Вы не готовы (это вина не
преподавателя, а Ваша, и
пересдавать экзамен Вы,
возможно, будете тому же
преподавателю).
12. В период сдачи экзаменов,
как и на спортивных состязаниях,
нужна выдержка и воля к победе!
Не падайте духом при неудачах!
Стремитесь к победе!
Как пережить ночь накануне экзамена?
Чувствуете, что определённо не
укладываетесь в рамки светового
дня, и зубрёжка неизбежно
захватит часть ночи? Вот
несколько простых рекомендаций,
которые помогут пережить ночь
накануне экзамена без ущерба для
здоровья.
Сон длиной в мгновения
Займитесь аутогенной
тренировкой. Вам понадобятся
всего 30 секунд. Расслабьтесь,
закройте глаза, подумайте о
приятном, затем резко сожмите
кулаки и откройте глаза. Эффект
потрясающий – Вы снова полны
энергии.
Экспресс-гимнастика
3 минуты делайте интенсивные
махи руками и ногами,
приседания, наклоны, прыжки.
Сердце забьётся быстрее, а Вы
почувствуете себя бодрее.
Отдых для глаз и души
Обопритесь локтями о стол, глаза
закройте, прикрыв их ладонями.
На минуту полностью отключитесь
от окружающего мира. Такое
упражнение – отдых не только для
нервной системы, но и для
усталых глаз.
Душ для рук
Когда бороться со сном уже нет
сил, поможет контрастный
мини-душ. Подставьте кисти под
сильную струю воды и 2-3 минуты
чередуйте холодную и горячую
воду (какую только можете
вытерпеть).
Используйте помощь трав
Часто бывает, что закончив
подготовку к экзаменам в 2-3
часа ночи, Вы испытываете
сильное возбуждение и никак не
можете уснуть. А поспать
необходимо! Не принимайте
никаких таблеток – лучше выпейте
чай с мелиссой и мёдом. Такая
смесь мягко успокоит нервы и
обеспечит спокойный сон и бодрое
пробуждение.
Помните, что самое лучшее время
для подготовки – утром с 10 до
12 часов и с 16 до 18 часов. В
этот период внимание и память
находятся «на высоте».
Студенческий юмор
Профессор, устав вытягивать
студента на тройку, спрашивает:
- Ну, ладно. Скажи, о чем
читались лекции?
Студент молчит.
- Так... Скажи хоть, кто читал
лекции.
Студент молчит.
- Наводящий вопрос: ты или я?
На экзамене студент берет один
билет - не знает. Берет другой -
тоже. Третий - та же беда... Так
четвертый, пятый...
Профессор берет зачетку, ставит
ему "3".
Другие студенты возмущаются: "За
что?"
- Как за что?.. - отвечает
преподаватель, - если что-то
ищет, значит, что-то знает..
Ни пуха Вам, ни пера!