Размер шрифта:
Цвета сайта:
Обычная версия
Работа на лекции Работа на лекции Работа на лекции Работа на лекции Работа на лекции

Работа на лекции

 

Как эффективно работать на лекции?

leccia1.gifСпецифической особенностью средних учебных заведений является чтение лекций по каким-либо дисциплинам. Чтение лекций – это серьёзный учебный процесс, который помогает студентам глубже понять изучаемый ими материал. Обычно работа на лекции представляет большую трудность для студентов, особенно для первокурсников, поэтому мы решили проанализировать предполагаемую работу на лекции, для того, чтобы увидеть аспекты, которые вызывают наибольшую трудность. Также, здесь предлагаются различные рекомендации, как лучше понять лекционный материал и запомнить его.
Лекция – это одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. В задачи лекции входит:
•обеспечить формирование системы знаний по предмету, что поможет при подготовке к экзамену;
•учить студента аргументировано излагать материал, в том числе и в письменных работах;
•формировать профессиональный кругозор;
•развивать способность и потребность к самостоятельной работе.
На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники, знакомятся с последними достижениями науки. Чтобы прочитать блистательную лекцию, всем понятную и интересную, лектору необходимо собрать, обработать и владеть информацией в 16(!) раз большей, чем возможно будет изложить в самой лекции. Только в этом случае он сможет легко варьировать подачу материала, насытить любопытство всех и дать, донести необходимые знания всем присутствующим. Само собой разумеется, что такому лектору даже в голову не придет диктовать слушателям текст лекции. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения, перерабатывать и конспектировать их является непременным условием глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу. Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

 Техника конспектирования лекций

conspect.jpgТекст учебной 2-хчасовой лекции обычно представляет собой информацию, содержащуюся в 20-23 страницах машинописного текста. За это же время студент, обладающий хорошо сформированными навыками письма, сможет написать лишь не более 5-6 страниц. Нужно научиться конспектировать так, чтобы на этих страницах умещалась вся основная информация, сообщаемая преподавателем во время занятия. Есть два возможных пути решения этой задачи.
Первый – увеличение скорости письма. Обычно студенты успевают записать в минуту 20-30 слов. Чтобы писать быстрее, нужно, прежде всего, устранить имеющиеся отклонения от нормы, например, крупный почерк (нормальным считается почерк, в котором высота прописной буквы не более 3 мм), излишние завитушки в буквах и пр. За счет скорости письма можно добиться некоторого увеличения объема конспектируемой информации, но при этом ухудшается каллиграфия, правильность написания букв и слов – поэтому конспект, написанный таким образом, будет нуждаться в последующей расшифровке.
Другой, более эффективный путь – улучшение техники конспектирования. Конспектирование лекции – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста. Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора вырабатывается своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.
Пример конспективной записи текста представлен в таблице:

Исходный текст

Конспективная запись

Метод «Вилки»:

1. Профилактика бывает трёх видов: первичная, вторичная и третичная.

2. Пищевой статус бывает обычный, оптимальный, избыточный и недостаточный. Недостаточный пищевой статус включает в себя следующие виды – неполноценный, преморбидный и патологический.

001-1364276640.png

Метод «Скобок»: В состав таблетки входят действующее вещество и вспомогательное вещество. В свою очередь в качестве вспомогательного вещества могут выступать сахароза, крахмал, тальк, желатин и др.

 

 

Таблетка = Действующее вещество  +

                     Вспомогательное вещество

                                           Сахароза

                                           Крахмал

                                           Тальк

                                           Желатин 

Скоростное конспектирование лекций достигается использованием определенных способов и специальных приемов записи информации. В основе формирования индивидуальной техники скоростного конспектирования лежит ряд принципов:
1. Конспект – это не дословная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.
2. Конспект – это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.
3. Конспект пишется для последующего чтения, значит, форму записи следует сделать такой, чтобы ее можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.
4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.


Организация конспекта

cospect1.jpgЛучше всего для конспектных записей подходят большие (А-4) тетради. Если такая тетрадь имеется, конспекты следует писать на разворотах, а на первой странице лучше всего написать название предмета, имя преподавателя, лаборанта и основную учебную литературу. Разворот тетради следует разделить на 3 зоны:
первая, слева 1,5-2 см – используется для знаков акцентирования положений конспекта:
NB - важно, записать,
! – внимание,
? – спросить,
& - не понятно,
^ - противоречие;
!! - очень важно;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например) и т.п.;
вторая – это основное поле тетради;
третья – справа 4-5 см, - это информационно-справочная зона. В ней имена учёных, новые слова и их краткое значение. Сюда же (справа - внизу) рекомендуется записывать возникающие вопросы, чтобы потом, в конце лекции их не забыть задать.
Нередко лекторы используют таблицы, плакаты или формируют на доске (интерактивной, мультимедийном материале) таблицы. В этом случае можно и нужно отстраивать таблицу или её фрагменты в своём конспекте. Часто бывает нелишне сопроводить табличную запись всевозможными пометками, стрелками, примечаниями, отметками кружком, квадратом, треугольником и т.п. тех или иных цифровых показателей. Одна такая «разрисованная» таблица может сполна заменить несколько страниц текста, для чего, собственно и существует табличная форма подачи информации.
Не следует писать лекцию «сплошным текстом», так как его очень трудно читать и, следовательно, воспринимать. При этом не стоит забывать о приёмах пространственной записи: абзацы; выделение на отдельную строку; отступы разной величины от начала строки; использование заглавных букв и печатных букв, рамок вокруг наиболее значимых слов или фраз; скобок - ( ), / /, // //, | |, { }, [ ], звёздочек на полях против важных фактов (также можно использовать любые знаки, которые подчёркивают важную информацию); подчеркиваний и т.д.
Цветовой элемент в записи облегчает чтение и запоминание деталей. Различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Но следует помнить, что не стоит употреблять много цветов, вполне хватит двух-трёх, потому что, если будет использоваться множество различных цветов, трудно будет найти важную информацию. Лучше, если это обычный синий (шариковый), красный и зелёный. Всё важное выделяйте красным. Можно даже одно-два слова красной строки писать красным. Что-то рекомендуемое к непременному и безотлагательному использованию запишите (или отчеркните) зелёным. Пространственный цветной конспект, в сущности, осмысленная цветная диаграмма, - места мало занимает, а информации к размышлению несёт много.
Одним из эффективных способов увеличения скорости записи информации является сокращение слов, для этого можно использовать различные приёмы. Существует большое количество их вариантов, важно, чтобы они были понятны студенту даже через длительное время. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:
1.Можно не дописывать окончания слов или даже отдельных предложений. В этом случае необходимо оставить место для их последующего дополнения. Доработку следует делать сразу после лекции, иначе можно потерять смысл записанного.
2.Запись слова по первому и последнему слогам с использованием дефиса, например: ун-т (университет); лит-ра (литература); об-во (общество); гос-во (государство) и т.п.
3.Словосочетания, которые часто встречаются в тексте лекции, можно записывать начальными буквами, т.е. аббревиатурой. Например, ВБИ (внутрибольничная инфекция), НМП (неотложная медицинская помощь), А\О (аптечная организация), ЛС (лекарственные средства) и др.
4.Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию. В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетентЂ, общительЂ и т.п.
5.«Буква в обёртке» - начальную букву слова обводят кружком. Этот приём используется для сокращения терминов, характерных для данной науки.
6.Запись некоторых слов на иностранном языке. Важно, чтобы на иностранном языке слово было короче, чем на русском. Например, «if» – если, «some» - некоторые. Используются общепринятые в иностранных языках сокращения: NB – “обратить внимание” (английский), bis- повторить, повторно и т. д.
7.Использование условных обозначений, принятых в других науках, например, в математике: < - меньше, > - больше, t – температура, = - равно, + - прибавить, - - вычесть, ! – обратить внимание, ? – вызывает сомнения, ∑ – сумма, 1/2 – половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие.
8.Можно воспользоваться так называемой “арабской грамотой” – записью только согласных букв в слове. Лучше записывать таким способом слова, которые начинаются и заканчиваются на согласные буквы. Например, пдрстк – подросток, всптнк – воспитанник, днвк – дневник, члк - человек, лтр - литература и т. д.
9.Использование иероглифов (рисунков), которые пишутся одним росчерком.
10.Используйте индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа». Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков.
Самым сложным, но наиболее эффективным приёмом записи лекции является переработка фразы, т.е. переформулировка того, что говорит лектор. Задача студента состоит в том, чтобы, не теряя смысла сказанного лектором, записать информацию короче, чем она звучит. На самом деле, как в печатном тексте, так и в звучащем на лекциях, количество необходимой информации составляет в среднем 25%. Всё остальное стоит на втором месте и не так важно. Но определить, что в материале главное, а что второстепенное, не так-то просто. Для этого требуется постоянная тренировка.
Во время лекции главная задача студента состоит в том, чтобы осмысленно воспринимать материал и стремиться к его усвоению. Для этого необходима высокая внимательность, проявление мыслительной активности, волевых усилий. Для поддержания произвольного внимания и активного мышления нужно записывать план лекции и в ходе лекции постараться найти ответы на поставленные в плане вопросы, т.е. мысленно вычленить важнейшие смысловые положения лекции.
Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию:
•записывать;
•сокращать;
•структурировать;
•излагать;
•отображать;
•просматривать.
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.
1.Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
2.Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
3.Не нужно записывать лекцию дословно, записывайте кратко, своими словами и только самое важное.
4.Пытайтесь составлять простой план во время слушания лекции и осмысления.
5.Схемы, таблицы и диаграммы следует заносить полностью и точно.
6.Дословно записывать только правила, определения и выводы.
7.Если лектор сослался на источник, его нужно обязательно зафиксировать.
8.Полезно оставлять поля для последующих записей и комментариев, а также после лекции следует оставить пустой лист для тех же целей.
9.Используйте красную строку при выделении мыслей.
10.Выработайте собственную простую и понятную систему сокращений и условных знаков – это позволит меньше писать, больше слушать и думать, да и руки меньше устанут.
11.Каждый предмет ведите в отдельной тетради.
Все эти приёмы помогут конспектировать лекцию в два-три раза быстрее.


Рекомендации по эффективной работе на лекции

conspect2.jpg1. Чтобы эффективно работать на лекции, следует, прежде всего, внутренне настроиться на предстоящую работу, т.е. осознать её необходимость и поставить перед собой определённую цель. Подготовьте себя к тому, что предстоит напряженная работа по пониманию, осмыслению и конспектированию учебного материала.
2. Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе. Подготовьте рабочее место для конспектирования: уберите со стола все лишнее, приготовьте тетрадь, ручку, 2-3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Сядьте ровно за партой и смотрите в лицо преподавателя, а не в окно. Образно говоря, нужно самому себе дать команду, которую подают солдатам, чтобы они внимательно выслушали приказ: «Смирно!».
3. Нельзя позволять себе отвлекаться от начатой работы. Наиболее трудно сохранять внимание в самом начале работы, поскольку вы в неё ещё не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли. Тем более, когда работа почему-то не по душе. «Если нам предстоит неинтересное занятие, - советует психолог Ф.Н. Гоноболин, - чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно у нас вызывает, надо скорее приняться за дело и хотя бы 5-10 минут не отвлекаться».
4. Всякий учебный материал, будь это параграф в учебнике или лекция, имеет главное и не главное содержание. К главному относятся основные мысли, выводы. К неглавному – примеры, факты, цифры и другие сведения, которые помогают усвоить основные положения. Как говорил М. Горький, кто не умеет отделить главное, существенное от второстепенного, тот жарит курицу с перьями.
5. Также очень важно знать, что для эффективной работы необходимо подготовить своё рабочее место. Немногие студенты знают, что нужно обязательно сидеть на стуле со спинкой, потому что сиденье без опоры на спину быстро утомляет. Также следует следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или на подножку стола (на специальную подставку для ног). Ещё желательно, чтобы расстояние от глаз до поверхности стола было 35см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.
6. Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение веса даже на 1г усиливает утомление.
7. Утомление наступает очень быстро, если человек работает при шуме. Доказано также, что вредно заниматься под звуки музыки, даже если она звучит очень тихо: такой музыкальный фон затрудняет запоминание и понимание изучаемого материала.
8. В колледже также как и в школе, для отдыха служат перемены между парами. Но некоторые студенты не умеют разумно использовать эти немногие минуты: проводят их за партой в аудитории, которую не успели проверить, или же стоят в углу коридора, уткнувшись в учебник, чтобы приготовиться к предстоящему опросу. Во время перерыва полезно больше двигаться, отвлечься от учебных дел беседой с друзьями, побывать (если есть такая возможность) на свежем воздухе, послушать негромкую, успокаивающую музыку.
9. Также можно освоить несколько упражнений для кисти рук.
А. Упражнение на независимость движений пальцев: положите свободно руку на стол, округлите пальцы и поставьте их так, чтобы кончики пальцев свободно касались стола. Затем попробуйте каждым пальцем несколько раз постучать по столу. При этом следите, чтобы остальные пальцы не двигались и не напрягались. Мышцы рук должны тоже оставаться свободными.
Б. Упражнение на развитие круговых вращательных движений пальцев: большим пальцем сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и обратно по подушечкам остальных пальцев, начиная с указательного. Большое затруднение вы встретите при движении по подушечке мизинца. Пусть это вас не огорчает, постепенно вы научитесь производить подобное движение легко и свободно.
В. Упражнение на расслабление мышц рук: встаньте, поднимите вытянутые руки вверх. Затем расслабьте мышцы пальцев. При этом они должны повиснуть в свободном состоянии. После этого расслабьте мышцы кистей рук, они тоже должны повиснуть. Необходимо следить, чтобы сами руки при этом были напряжённо вытянуты вверх. Следом за кистями рук освобождаются предплечья, они должны упасть до уровня плеч. Затем освобождаются все руки и падают свободно вниз.
Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Слушание и конспектирование лекции представляет собой лишь первый шаг в усвоение материала. Чтобы добиться более глубокого понимания, необходима дальнейшая работа. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Нужно устранить в нём непонятные сокращения, дописать незаконченные предложения, уточнить формулировки, иногда дополнить конспект фактическим материалом, подчеркнуть наиболее важные положения лекции, выделить некоторые формулировки, выводы. После этого следует ещё раз прочитать лекцию для того, чтобы глубже осмыслить и усвоить материал, обращая внимание на основные положения, на правила, выводы, формулировки. Затем вновь просмотреть конспект через 3—4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.
На следующем этапе работы над лекцией необходимо сделать конспект предложенной литературы, выполнить практические задания. Накануне занятий стоит пересказать основные положения лекции, т.к. только свободное воспроизведение материала является первым признаком его усвоения.
Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.


 Роль памяти и внимания во время лекции

conspect3.jpgПри конспектировании лекции следует применять резервы своей памяти, а также разные её виды. В зависимости от содержания запоминаемого материала память бывает двух видов:
1.образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем;
2.смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значения слов и условных знаков (математических, химических и т.д.).
В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную (например, мы лучше запоминаем то, что записываем).
В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учёбы часто нужна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда Вы преднамеренно хотите что-то запомнить. Запоминание будет намного лучше, если Вы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили.
Также рекомендуется использовать все виды внимания. Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких-то усилий со стороны человека. Например, вы сразу же обращаете внимание на новую учебную картину, принесённую на лекцию преподавателем, или без всякого принуждения внимательно слушаете учителя, если он рассказывает о чём-то для вас интересном. Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, т.е. такое, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На занятии или лекции нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и поэтому заставляете себя быть внимательным. Если же вы постепенно заинтересовались содержанием лекции, вам уже нет необходимости поддерживать своё внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание.
Основа внимания – понимание. Попробуйте слушать радиопередачу на неизвестном иностранном языке. Сможете ли вы долго сохранять ваше внимание? Конечно, нет: ведь вы ничего понять не в состоянии. То же самое происходит и тогда, когда серьёзную музыку пытается слушать человек, ещё не научившийся её понимать. Стало быть, внимание вызывает лишь такой изучаемый материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый материал ещё непонятен, но вы настойчиво пытаетесь его понять.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что посещение лекций – важный момент в обучении! То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится Вашим достоянием, входит в Ваш образовательный фонд. Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно трудиться на лекциях, но станете делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.